Если не получать
их, можно умереть. Умереть при жизни и стать зомби.
Эти
витамины в избытке есть только в чтении художественной литературы. Но у
художественной литературы есть 3 младших брата/сестры, которые громче
орут и перетягивают на себя внимание.
Один из них — это кино и
сериалы. И при всей моей любви к сериалам, о чем я напишу позже, они для
многих заменили книги. И читать стало просто лень.
Вторая
младшая — это развивающая литература: бизнес и психология. И при всей
моей любви к ней, она сейчас активно вытесняет художественную даже среди
тех, кому читать не лень. Она создаёт иллюзию мудрости и глубины
личности, хотя по факту популярная психология необходима, но не
достаточна. Психология — как гигиена. Это минимум для выхода в общество,
но она не сделает вас интересным человеком.
Но больше всего у
меня претензий к третьему младшему. Этот ещё вообще пездюк, но орет
так, что слышно через этаж. Это короткий клиповый контент. Шортсы,
рилсы, тикитоки. Расскажу подробнее, чтобы описать опасность этого с
виду безобидного уродца.
В информационном постиндустриальном
обществе присутствуют два явления: клиповое сознание и профицит
информации. Они обсулавливают друг друга. Переизбыток информации создает
предпосылки для лени живого неавтоматизированного восприятия. Для лени
вникать глубже 30 сек. Создаются все более простые единицы контента,
более однозначные сюжеты пластмассового барби-мира.
Мозг экономит
энергию и привыкает к простому контенту, как к доступному сахару. От
сахара люди набирают лишний вес, теряют физический тонус, а от простого
контента люди теряют ментальный и духовный тонус.
Следуя
метафоре этой статьи, потерять духовный и ментальный тонус — означает
превратиться в зомби. Меньше эмпатии, духовной работы, меньше требований
к себе и больше к другим, все более простые ответы на вопросы «что
такое хорошо и что плохо», и все это под соусом недопонятых концепций
популярной психологии.
При чтении художественной литературы
повышается чувственный диапазон. Вы реально становитесь более интересным
человеком. Сложные эмоции и неоднозначные сюжеты, пережитые в книге,
обогащают. Читая, можно реально усилить харизму. Можно глубоко пережить
то, что с вами в реальности не происходило, и взять себе мудрость этого
опыта.
Но зомби апокалипсис уже наступил. И он, как мы видим,
довольно комфортный: не пугает страшным оскалом, ведёт себя корректно и
соблюдает границы, а в художественной литературе, не вникая глубоко,
видит лишь «чужие неврозы и токсичные отношения». Как будто выше этого.