КИ
— систематические ошибки мышления, из-за которых мы часто получаем не
тот результат, на который рассчитываем. Чтобы вовремя нейтрализовать КИ,
их надо знать в лицо.
Иллюзия прозрачности — тенденция переоценивать прозрачность головы. Работает в обе стороны. Мы переоцениваем способность других людей понимать нас. И мы переоцениваем свою способность понимать других людей.
Другими словами:
_ Мы знаем, что означают наши слова и действия, и ожидаем, что остальные тоже это знают.
_ Нам кажется, что мы понимаем, что означают слова и действия других людей.
Рассмотрим на примере. Иллюзия прозрачности с двух сторон в одной ситуации.
Вы приходите в магазин за яблоками.
— Каких вам? — спрашивает продавец.
— Вон тех, красивых, — емко отвечаете вы. И отвлекаетесь на телефон.
Через минуту вы с удивлением обнаруживаете на весах килограмм зеленых глянцевых, которых вы терпеть не можете.
Поздравляю, в момент произнесения своей реплики вы поймали иллюзию прозрачности.
Для
вас красота яблока выражается в натуральном виде, наличии естественных
точек на поверхности, и обязательно в красноватом оттенке. А зеленые
яблоки для вас выглядят недозрелыми, а глянцевые — вообще
искусственными. Это — ваше индивидуальное восприятие понятия «красивое»
применительно к яблокам. Поэтому, сказав «красивые» без уточнения ваших
критериев красоты, вы поймали иллюзию прозрачности в виде «Мы
переоцениваем способность других людей понимать нас».
А теперь та же иллюзия прозрачности, но с другой стороны.
Посмотрим
на ситуацию глазами продавца. Он исполнил запрос руководствуясь своим
пониманием слова «красивое» применительно к фруктам. Для продавца было
совершенно очевидно, что чем более ровная и однородная поверхность
фрукта, тем он свежее и дольше пролежит. А это — красиво. Продавец,
исполняющий запрос на «красивые» яблоки, не уточнив, что конкретно
имеется в виду, тоже встретил иллюзию прозрачности, но с другой стороны:
«Мы переоцениваем свою способность понимать других людей».